
Если вы ищете китайских поставщиков портативных тестеров авиационных систем электропитания, не повторяйте моих ошибок: дешевый мультиметр может стоить вам контракта с аэропортом Шереметьево.
В 2022 году наш техотдел закупил три китайских тестера бортсети Airbus A320. Выглядели солидно, но при первом же использовании в ангаре Внуково выяснилось — погрешность измерения пульсаций достигает 12%. Пришлось срочно искать альтернативу.
Сейчас понимаю: ключевое отличие качественного портативного оборудования — не в количестве функций, а в стабильности работы при -40°C на летном поле. Китайские производители часто экономят на термостабильных компонентах, хотя формально соблюдают MIL-STD-810G.
Кстати, про портативное оборудование для проверки систем питания самолетов — его главное преимущество не в мобильности, а в том, что можно проводить диагностику без демонтажа блоков питания. На ТО Boeing 737-800 это экономит до 4 часов.
После того случая с мультиметрами, мы стали требовать от поставщиков протоколы поверки не только по ГОСТ, но и по EA-10/20. Из десяти китайских компаний только две смогли предоставить такие данные.
Особенно важно проверять соответствие DO-160 для оборудования, используемого в гражданской авиации. Многие китайские производители указывают этот стандарт в документации, но на деле их оборудование проходит лишь отдельные разделы испытаний.
Например, ООО Сиань Минси Тайда Информационные Технологии (https://www.mxtd.ru) — одна из немногих, кто предоставляет полные отчеты по разделу 16 (сеть питания) и разделу 21 (электромагнитная совместимость). Хотя и у них были проблемы с виброустойчивостью в ранних моделях осциллографов.
Самая большая ошибка — выбирать оборудование по техническим характеристикам на бумаге. Китайские производители часто завышают параметры в 1.5-2 раза. Реальный срок службы аккумуляторов в их тепловизорах редко превышает 3 года, хотя в паспорте указывают 5.
Мы сейчас используем модули от Mxtd для проверки стабилизаторов напряжения на SSJ-100. Работают нормально, но пришлось дорабатывать соединительные разъемы — родные не выдерживали вибрации при работе на работающем вспомогательном двигателе.
Еще момент: китайские портативное оборудование для проверки систем питания часто несовместимо с российским ПО для диагностики. Пришлось разрабатывать собственные драйверы для интеграции с системой мониторинга в Жуковском.
В прошлом году тестировали систему питания Boeing 787 с помощью портативного анализатора качества электроэнергии от того же Mxtd. Обнаружили интересную особенность — их оборудование лучше справляется с измерением высших гармоник, чем немецкие аналоги, но хуже фильтрует помехи от радиолокационного оборудования.
При проверке системы резервного питания на Ан-148 использовали их же мультиметры. Столкнулись с проблемой — при температуре ниже -25°C жидкокристаллический дисплей начинал ?залипать?. Пришлось разрабатывать термозащитные чехлы.
Кстати, про их осциллографы — модель MXT-3200 показала себя лучше всего при диагностике переходных процессов в системе питания Ту-204. Но для Airbus лучше брать более современные версии с поддержкой ARINC-429.
Сейчас вижу тенденцию — китайские производители начинают серьезно инвестировать в R&D для авиационного сектора. Те же ООО Сиань Минси Тайда Информационные Технологии недавно представили портативный анализатор с функцией прогнозирования отказов ИБП, основанный на машинном обучении.
Для российских авиакомпаний советую обращать внимание на оборудование с возможностью работы в двух диапазонах напряжения — 115В/400Гц и 28В постоянного тока. Большинство китайских тестеров хорошо справляются с первым, но имеют погрешности при работе с системами постоянного тока.
Из последнего опыта: при закупке следующей партии тестового оборудования будем требовать обязательное наличие русскоязычного интерфейса прошивки. С Mxtd договорились о локализации — обещают к концу года.
И главное — никогда не покупайте китайское измерительное оборудование без предварительных испытаний в ваших конкретных условиях. То, что работает в пекинском аэропорту, может отказать в Якутске.